Сыктывкар, ул. Ленина, 51

тел./факс: +7 (8212) 240-215
e-mail: arskomi@gmail.com

                         

«Мимолётности» Сергея Прокофьева. Мастер-класс Михаила Воскресенского к юбилею композитора

Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина приглашает 23 апреля присоединиться к празднованию 130-летия со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева на онлайн мастер-классах Народного артиста России, профессора Михаила Воскресенского(фортепиано). В рамках проекта «Посольство мастерства ОНЛАЙН»блестящий пианист продолжит серию интернет уроков для молодых солистов и всех ценителей классической музыки: «В эпоху борьбы с пандемией «Посольство мастерства» идёт напрямую к исполнителям, студентам, солистам, которые могут получить очень полезную информацию». Начало трансляции на канале YouTube в19.00 МСК. 

 

Темой апрельского мастер-класса станет лирическая линия в творчестве С. Прокофьева. Об исследовании именно этого вектора маэстро Михаил Воскресенский размышляет: «Мне очень понравилась идея подчеркивания лиризма Прокофьева. Прокофьева представляют как какого-то громогласного и очень стучащего композитора, который очень любил fortissimo. Цикл «Мимолётности», знаменитые «Сказки старой бабушки», вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой» – это все лирические пьесы, представляющие нам Прокофьева-поэта, Прокофьева-лирика, который умел быть очень нежным и очень тонким». 

«Прокофьев и нежность! Не верите? Убедитесь самолично!» – говорил критик Каратыгин. 

Двадцать фортепианных миниатюр «Мимолётности» были написаны в период 1914-1917 г – неустойчивое время перемен. Одним из творческих импульсов стали строки Константина Бальмонта:  

 

Я не знаю мудрости, годной для других, 

Только мимолётности я влагаю в стих. 

В каждой мимолётности вижу я миры, 

Полные изменчивой радужной игры. 

 

Михаил Воскресенский (фортепиано) – Народный артист России, профессор Московской консерватории. Президент Международного Скрябинского общества и Шопеновского общества в Москве. Патрон  Европейской ассоциации педагогов-пианистов. Его учителями были Лев Оборин, Яков Мильштейн, Борис Землянский. Награжден Золотой медалью им. Н.Г. Рубинштейна (2016). Постоянный председатель жюри Международного конкурса пианистов им. А.Н. Скрябина. Сотрудничает с Домом музыки с 2012 года. 

 

Ранее Михаил Воскресенский рассматривал 23-й Фортепианный концерт Моцарта«Патетическую» Сонату и 32 вариации БетховенаВсе трансляции мастер-классов бесплатно доступны на специальном канале Дома музыки в YouTube. 

  

«Посольство мастерства ОНЛАЙН»— продолжение ежегодного проекта «Посольство мастерства», включающего открытые мастер-классы в российских учебных заведениях и выступления на зарубежных площадках. В связи с ограничениями на проведение публичных мероприятий, события  проекта перенесены в онлайн-формат. 

 

 Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122. 

Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин. 

 

 

Подробная информация на сайте www.spdm.ru  

 

«В созвездии блистательных имен» выдающихся музыкантов мирового искусства XX века Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) занимает одно из ведущих мест. Смелый новатор и яростный ниспровергатель сложившихся стереотипов, он выявил в искусстве неожиданные музыкальные пласты, определившие открытия многих последующих десятилетий. Необычайная творческая энергия и неукротимое стремление к переосмыслению сложившихся в музыке норм определили творческие действия композитора. Работая во всех существующих жанрах, он убедительно доказывал возможность смелого прочтения сюжетов и претворения художественных образов, покоряющие необычными приемами музыкальной выразительности, ломающими сложившиеся стереотипы. С музыкой С.С. Прокофьева в искусство ХХ столетия ворвались необузданная энергия, динамизм, неистовая устремленность – и одновременно мудрость, умение точно определять художественную задачу, чутко понимать своего слушателя.  

 

Почти полвека напряженного, практически безостановочного творческого труда С.С. Прокофьева, начавшегося в раннем детстве и продолжавшегося до последних дней, обусловили формирование его значительного наследия. Оно включает 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 сонат для фортепиано и сонату для виолончели; 5 фортепианных, 2 скрипичных и 2 виолончельных концертов – этот ряд может быть продолжен бесконечно. Особое место в творчестве композитора занимала фортепианная музыка. Блистательный пианист, выпускник консерватории по классу фортепиано знаменитой Анны Николаевны Есиповой, С.С. Прокофьев бесконечно расширил исполнительские возможности инструмента, создавая произведения, поражавшие воображение и вызывавшие бурные споры знатоков и слушателей.  

 

К таковым сочинениям относятся «Мимолётности» – двадцать фортепианных миниатюр ор.22, написанные композитором в 1915–1917 годах. С.С. Прокофьев вспоминал о работе над пьесами: «Первой была сочинена №5, последней – №19, порядок в сборнике был установлен из художественных соображений, а не из хронологических. Название родилось из стихотворения Бальмонта: “В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой, радужной игры”».  

 

Пьесы цикла можно по преобладающим в них настроениям условно разделить на три группы, исходя из особенностей художественной идеи, воплощенной в каждой из них. Первая группа включает миниатюры, условно, лирического характера, но в особом, «прокофьевском» его понимании, где присутствует мечтательность, сказочность, отчетливо проявляющие русский оттенок (№1, 2, 8, 16, 17, 18, 20). Вторая группа охватывает характерный для С.С. Прокофьева круг скерцозных образов со столь любимыми им элементами гротеска (№3, 5, 10, 11). Третья группа раскрывает еще одну грань творческого метода композитора, где ведущими являются динамичная экспрессия, конфликтность, почти театральная действенность (№4, 14, 15, 19). Остальные пьесы цикла оттеняют основные настроения, привнося в общее звучание неожиданные нюансы. Лаконичность высказывания, яркость и броскость интонаций, «сверхсмелость» гармонического языка – все поражало слушателей. В августе 1917 года в Кисловодске С.С. Прокофьев обсуждал с Константином Бальмонтом исполненный цикл. После этой встречи с композитором поэт создал свой знаменитый сонет-посвящение: «Ребенку богов, Прокофьеву». 

 

 

Профессор З.М. Гусейнова