Сыктывкар, ул. Ленина, 51

тел./факс: +7 (8212) 240-215
e-mail: arskomi@gmail.com

                         

«ВАЛЕНСИАНСКАЯ ВДОВА» - комическая опера в трех действиях в оркестровой версии Леонида ГОФМАНА

Мировая премьера!

Всеволод ЗАДЕРАЦКИЙ

(1891-1953)

 

«ВАЛЕНСИАНСКАЯ ВДОВА» (1934)

- комическая опера в трех действиях

в оркестровой версии

Леонида ГОФМАНА

                                               

5 мая 2021 года Колледж искусств Республики Коми представляет на сцене Театра оперы и балета Республики Коми мировую премьеру! Впервые увидит свет комическая опера «Валенсианская вдова», созданная 87 лет назад выдающимся российским композитором Всеволодом Петровичем ЗАДЕРАЦКИМ по комедии испанского драматурга Лопе де Вега в переводе М.Лозинского.

 

«Опера В. Задерацкого – это праздник любви. Это – полный юмора, эротики и веселья карнавал, как будто композитор задался целью компенсировать дефицит всего этого в его собственной жизни. Нельзя не сочувствовать ему. Нельзя не разделить с ним его горя, не разделить с ним и радости творчества. Оркеструя эту по-настоящему оригинальную музыку, я, собственно, только это и делал», - признается автор оркестровой редакции произведения, композитор Леонид ГОФМАН (http://leonidhoffman.kulichkin.ru).

 

Опера пронизана искрометным юмором, насыщена прекрасными мелодиями и окрашена настоящим испанским колоритом – здесь будут серенады и свидания вслепую, карнавал, испанские танцы и даже драка. Зрителю некогда скучать в этом спектакле! Композитор (а также автор либретто оперы) - воспитанник С.И.Танеева в Московской консерватории и впоследствии режиссерской школы К.С.Станиславского, сумел наполнить это произведение азартом музыкальной и театральной игры. Тем не менее одна из ярчайших опер ХХ века была забыта на долгие десятилетия.

 

Почему же «Валенсианская вдова» только сейчас переживает свое сценическое рождение? Этот вопрос волнует всех, кто, соприкасаясь с дошедшим до нас текстом оперы, постепенно проникается всепокоряющим обаянием музыки В.П.Задерацкого. Разумеется, причиной такого невнимания была не опера.

 

Дело в том, что запрет на публичный показ его творчества преследовал Всеволода Петровича Задерацкого всю его жизнь: его не издавали, не исполняли и даже не упоминали в официальных справочниках (хотя он был членом Союза композиторов). Белогвардейский офицер, некогда учитель музыки цесаревича Алексея, в Гражданскую войну он получил право на жизнь только личным распоряжением Ф.Э.Дзержинского – человека, который выдал ему своего рода «охранную грамоту», однажды услышав игру композитора на рояле. Происходило это в ночь, на исходе которой В.П.Задерацкий должен был быть расстрелян вместе с другими пленными офицерами-деникинцами. Его последующая жизнь — непрерывная череда репрессий: аресты в 1921, 1922, 1926 годах, ссылка в ГУЛАГ в 1937 году... Пребывание в колымских лагерях  стало поразительным памятником величия человеческого духа: здесь появилось одно из самых значительных произведений В.П.Задерацкого – 24 прелюдии и фуги для фортепиано.

 

Наследие В.П.Задерацкого зазвучало в России и за рубежом только в новом тысячелетии. Сегодня каждая премьера его сочинений открывает новые и прекрасные страницы отечественной музыки ХХ века.

 

Первое исполнение оперы задумано студенческим коллективом - Молодежной оперной студией Колледжа искусств Республики Коми (Сыктывкар) как своего рода сценический эскиз – в надежде на то, что этот опыт позволит привлечь внимание публики к незаслуженно забытому шедевру. Учитывая молодежный студенческий состав исполнителей, режиссер внес дополнительные краски в ход спектакля. Так, в некоторых сценах используется оригинальный текстовый материал Лопе де Вега. Актеры временами переходят из жанра оперы в жанр драматического спектакля, проигрывая в стихах свои сцены. Вместо трех актов спектакль комбинирован в двухактное действо.

 

В постановке принимает участие симфонический оркестр Колледжа под руководством Заслуженного артиста РФ Александра ТИТАРЕНКО, хореограф – Заслуженный работник РК Людмила МАТРОСОВА, сценография Натальи ПЕРЕЛЁТОВОЙ. Режиссер-постановщик студенческого спектакля – преподаватель колледжа Владимир ЮРКОВСКИЙ, концертмейстер - Татьяна КОЛТАКОВА. Сольные партии в спектакле исполнят студенты и выпускники Колледжа искусств РК: Серафима Меркушева (Леонарда), Дмитрий Алексеев (Камильо), Диана Ващенко (Марта), Сергей Крачковский (Урбан), Елена Гафарова (Башмачница), Никита Черницын (Отон), Денис Волченко (Валерьо), Максим Бекаревич (Лисандро), Юрий Платонов (Флоро). В массовых ансамблевых и хоровых сценах принимают участие студенты разных отделений Колледжа искусств.

 

Итак, в начале XVII столетия в испанской Валенсии живет прекрасная, знатная и богатая вдова, и лучшие кавалеры города мечтают завладеть ее рукой и сердцем...