Сыктывкар, ул. Ленина, 51 тел./факс: +7 (8212) 240-215
|
20 ноября в Национальной библиотеке Республики Коми состоялась презентация выставки проекта «Респект». Выставку представили Сергей Симонов, координатор проекта (г. Санкт-Петербург), и Владимир Лопатин, художник проекта (г. Санкт-Петербург).
21 ноября в Колледже искусств Республики Коми был проведен мастер-класс художником проекта Владимиром Лопатиным.
Комикс-проект «Респект» – это совместный проект Гёте-Института в г. Москве, Молодёжного правозащитного движения (Воронеж), Московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия», при поддержке Европейского Союза. В городе Сыктывкаре проект организован совместно с Гёте-институтом в г. Москве, ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми», Национальной библиотекой Республики Коми, ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Слово «респект» переводится с английского как «уважение».
О том, как через комикс, который большинством оценивается как смешная история, можно раскрыть понятие уважительного отношения к друг другу, к тем, чей внешний вид, привычки не во всем похожи на наши, рассказывал координатор проекта Сергей Симонов.
В основе проекта «Респект» лежит личная история его создателя, художника Хикуса, который, пережив нападение группировки неонацистов лично на себя, твердо решил изменить этот мир и уменьшить количество агрессии и неприязни, но не путем ответа насилия на насилие, а другими, известными и доступными ему способами, которые при этом не являются насильственными. Таким образом, появился творческий замысел – разработать через рисованные истории (комиксы) просветительский инструмент для воспитания уважения к людям других культур, национальностей, социальных групп.
Проект «Респект» является одной из возможных составляющих профилактики асоциального поведения у подростков. Данная форма призвана способствовать развитию эмпатии по отношению к разным уязвимым группам, как, например, мигранты, бездомные люди, люди-инвалиды с ограниченными возможностями, с неполноценной внешностью, а также помогает развить критическое мышление, сформировать медиа- компетентность через критический анализ самого комикса.
Во время интерактивного урока, проведенного С. Симоновым, ребята через ролевую игру смогли обсудить, насколько уверенно их герои чувствуют себя в современном мире. Например, в первых рядах, после ответа на вопросы С. Симонова, по авторитетности статуса и положения в современном обществе, оказались представители таких профессий, как учитель, бизнесмен, такого статуса как житель города (мегаполиса), а в последних рядах – те, кому достались роли выпускников детских домов, бездомных. Обсуждались возможности решения подобных социальных проблем, наличие городских организаций, оказывающих помощь таким категориям населения.
Также, через ознакомление с рисованными историями проекта, ребята не просто пересказывали сюжеты комиксов, а описывали проблематику истории и проводили параллель с собственным опытом либо прочитанной информацией (конфликты в классе, группировки, тема Второй мировой войны, фашизма, вопросы дискриминации фашистами некоторых наций и т.п.). Истории в картинках презентовались не как правила поведения, а заставляли задуматься над своими взглядами, например, герой комикса «Такой же, как и все», имея неординарную внешность панка, обижается на тех, кто не принимает его, но в то же время осуждает других людей, пытаясь найти тайный умысел их поступков. И лишь в конце истории герой понимает, что он – всего лишь такой же, как и все.
В заключении ребята создали свои комикс-истории и представили их аудитории. Атмосфера урока позволила ребятам поделиться наболевшим, рассказать истории из пережитого личного опыта.
21 ноября 2015 года студенты отделения «Дизайн» Колледжа искусств Республики Коми, учащиеся художественных школ г. Сыктывкара, студенты Института культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина приняли участие в мастер-классе по созданию своих рисованных историй. Владимир Лопатин, художник проекта, рассказал об истории развития комиксов, месте комиксов среди современной книжной продукции, привел пример современных рисованных историй («Босоногий Гэн» – о жизни японского мальчика после взрыва ядерной бомбы в Хиросиме, «Священная болезнь» – о мальчике, страдающем эпилепсией и др.).
Были объяснены правила раскадровки, развития сюжетной линии, способы выражения цветовых решений, эмоций героев и т.п.
В заключении ребята создали собственные комиксы, лучшие из них были отмечены призами.
Выставка социально-просветительского комикс-проекта «Респект» продлится до 10 декабря 2015 года.
Дополнительно о выставке можно прочитать на сайтах:
http://www.nbrkomi.ru/news/1811
http://www.komiinform.ru/news/129431/
в группах «В контакте»
http://vk.com/nbrkomi
http://vk.com/respectcomics