Сыктывкар, ул. Ленина, 51

тел./факс: +7 (8212) 240-215
e-mail: arskomi@gmail.com

                         

 
 

Теория музыки

 

Музыковедение (или музыкология, как эту науку именуют за рубежом) - одна из самых молодых, но крайне востребованных в наши дни музыкальных профессий. Практически за каждым крупным музыкальным событием – фестивалем, абонементом центральных концертных залов мира, спектаклем оперного театра, концертом филармонического общества, музыкальным конкурсом, издательством, записанным альбомом классической музыки – сегодня стоит колоссальный труд научного консультанта-музыковеда. Миссия эксперта, владеющего глубокими научными знаниями о музыке и способного создавать новые проекты, составляет лишь одну из сторон этой сложной, но необыкновенно увлекательной профессии.

 

Сегодня наука о музыке активно влияет на содержание музыкального искусства в целом. Музыканты-исполнители и композиторы ощущают потребность в основательной теоретической подготовке, поскольку многие вопросы их творческой деятельности предполагают владение специальными историко-теоретическими знаниями.

Отделение «Теория музыки» является тем интеллектуальным центром, который объединяет все музыкальные специальности колледжа искусств.

При этом следует помнить, что настоящий музыковед не только тот, кто сам разбирается в музыке. Это еще и человек, способный кратко и доходчиво рассказать публике о содержании той музыки, которую предстоит услышать– ведь именно музыковедам чаще других случается вести всевозможные концерты. Этому искусству их научит курс «Лекторская практика» – силами студентов и педагогов в Колледже проводится множество концертов. В рамках образовательного процесса студенты-теоретики учатся самостоятельно создавать и воплощать в жизнь концертные программы, изучают механизмы музыкального менеджмента и принципы работы рекламы. Журналистская практика проходит на базе центральных радио- и телеканалов Республики Коми, где будущие музыковеды освещают события культурной жизни Сыктывкара, создают свои видеорепортажи и новостные блоки.

 

Есть в музыкально-теоретическом цикле и довольно редкий предмет – композиция (похвастаться подобным факультативом может далеко не каждый российский колледж искусств или музыкальное училище). И хотя факультатив не ставит задачу воспитать композитора, именно здесь студенты получают возможность научиться строить музыкальную фразу, предложение, период, трехчастную и другие формы. Это, своего рода, познание музыки «изнутри». Тем не менее, часть выпускников нашего отделения, всерьез увлекшись сочинением музыки, стали профессиональными композиторами.

А сколько интересного юные теоретики узнают о законах соединения голосов в процессе изучения «Полифонии», сколько нового о симфоническом оркестре и исполнительских возможностях каждого из его инструментов откроет им курс «Инструментоведение», сколько полезных и необходимых навыков они получат, посещая дисциплину «Ритмопластика».

Умение учить других – одна из главных составляющих в профессии будущего теоретика, наряду с другими учебными дисциплинами в Колледже существует и предмет «Педагогическая практика», где в течение двух последних курсов каждому из учащихся теоретического отделения предоставляется возможность преподавать детям сольфеджио и музыкальную литературу (разумеется, под руководством опытных педагогов). Для будущих педагогов это замечательная возможность испытать себя еще на этапе обучения.

 

 

Информационное сообщение

Колтакова Татьяна Юрьевна

Председатель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки», преподаватель специальных теоретических дисциплин (гармония, современная гармония, анализ музыкальных произведений, сольфеджио, элементарная теория музыки) В 2001 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского по специальности «История и теория музыки» (класс доктора искусствоведения, профессора Л.В.Кириллиной) и в 2002 – «орган» (класс профессора Н.Н.Гуреевой). Принимала участие в мастер-классе «Органы Баха» в Лейпциге (2001), где занималась под руководством профессора Джульярдской школы в Нью-Йорке Джона Уивера. Как органистка выступала на сцене Большого и Малого залов Московской консерватории, церкви Святого Фомы в Лейпциге. Опубликовала ряд научных статей в сборниках Московской консерватории и ГИТИСа читать далее...

Информационное сообщение

Кушманова Диана Ивановна

Почетный работник СПО РФ, Почетный работник культуры РК. Преподаватель сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, педагогической практики.

Выпускница Горьковской государственной консерватории им. М.И.Глинки Принимала участие в качестве редактора в издании учебного пособия Л.П. Калашниковой «Начальный курс гармонии» в Санкт- Петербурге. За годы работы Кушманова Д.И. выпустила много студентов, продолживших свое образование в ВУЗах. Является блогером Агентства БНКоми, где выступает с материалами на темы культуры, семьи, образования.

Информационное сообщение

Шишкина Ирина Прокопьевна

Заслуженный работник РК и Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель методики преподавания сольфеджио и музыкальной литературы, а также ею же разработанных курсов «Духовная музыка» и «Музыка 20 века». Ирина Прокопьевна начала работать в колледже еще будучи студенткой Нижегородской консерватории им. М.И. Глинки, которую затем закончила по специальности “музыковедение”. Именно она взяла в свои руки задачу воспитания молодых преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Долгие годы Ирина Прокопьевна вела Основы психологии и Педагогику – предметы, без которых невозможно себе представить преподавателя музыки. Ирина Прокопьевна - курирует молодых преподавателей, она помогает им в организации и проведении конкурсов для теоретиков районных ДМШ.

Информационное сообщение

Блинова Ольга Федоровна

Почетный работник СПО РФ, преподаватель сольфеджио, теории музыки, гармонии, анализа музыкальных произведений. Закончила теоретическое отделение Сыктывкарского музыкального Училища, затем Петрозаводский филиал Ленинградской Государственной Консерватории им. Н.А.Римского Корсакова по специальности «Музыковедение».

Информационное сообщение

Толчинская Елена Ароновна

кандидат психологических наук, преподаватель анализа форм, музыкальной литературы и психологии общения. Елена АроновнаТолчинская работает в Колледже Искусств преподавателем теоретических дисциплин с 1976 года. Получила музыковедческое образование в Саратовской Государственной консерватории им. Л. В. Собинова. В 1997 году получила диплом психолога в Университете Российской Академии Образования (г. Москва). Сфера профессиональных интересов: музыковедение, музыкальная психология. В 2010 году состоялась защита научной работы на соискание учёной степени кандидата психологических наук в СПб Государственном Университете. Тема диссертации раскрывает проблему психологической помощи в процессе музыкальной терапии. Елена Ароновна работает с детьми и взрослыми по коррекции их состояния средствами музыки.

Информационное сообщение

Шешукова Любовь Владимировна

преподаватель музыкальной литературы, анализа музыкальных форм, полифонии. В Колледже искусств преподает с 1977 года, после окончания Петрозаводской консерватории. Среди её бывших учеников — лауреаты региональных и межрегиональных конкурсов студентов-музыковедов.

Информационное сообщение

Шлома Олимпиада Федоровна

Почётный работник СПО РФ, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин: сольфеджио, гармонии, теории музыки на различных отделениях колледжа. Закончила факультет "Музыковедение" Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Автор учебно-методических пособий для студентов исполнительских отделений.

Информационное сообщение

Герцман Михаил Львович

композитор, педагог и общественный деятель, Лауреат Государственной премии им. В. Савина, заслуженный деятель искусств РК и РФ, народный артист РК, лауреат премии Правительства РК. В 1971 году, после окончания композиторского отделения Ленинградской консерватории по специальности "композитор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин", приезжает по распределению в Сыктывкарское музыкальное училище. В 1971 году в училище и в Детской музыкальной школе организует композиторский факультатив, через который за долгие годы работы прошли многие десятки юных музыкантов, некоторые из которых композиторское творчество сделали своей профессией. Среди его учеников-композиторов выпускники Горьковской (Нижегородской), Петрозаводской, Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерваторий читать далее...

Информационное сообщение

Слободина Светлана Александровна

преподаватель музыкальной литературы. В 1994 году закончила Гимназию искусств при Главе Республики Коми. С 1994 по 1998 гг. обучалась в Колледже искусств республики Коми на отделении «Теория музыки». По окончании колледжа поступила в Петрозаводскую государственную консерваторию, которую с отличием закончила в 2003 году.

Информационное сообщение

Мойсеевич Ольга Александровна

Окончила Петрозаводский филиал Санкт-Петербургской Государственной консерватории. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Колледже искусств Республики коми.

Информационное сообщение

Власова Ольга Витальевна

преподаватель ритмопластики,методики преподавания ритмики, концертмейстер. Закончила фортепианное отделение Сыктывкарского музыкального училища, затем в 1983г. Челябинскую государственную академию культуры и искусств. Сфера профессиональных интересов: музыкальная ритмика, лечебная ритмика, эвритмия. С 1995 по 2000 годы специализировалась по направлению музыкальная ритмика: г. Москва, Высшее государственное музыкальное училище им. Гнесиных, Институт новых технологий образования (семинар - институт Ритма, Брюссель; г.Таллин, Центр Образования (лечебная педагогика, эвритмия). С 2002 – 2006 гг.обучалась в г. Москва в Первом московском учебном проекте повышения квалификации по Музыкальной Терапии совместно с Музыкально-терапевтическим учреждением г. Берлин, Германия. Присвоена квалификация по специальности: музыкальный терапевт в медицинских, педагогических и социальных сферах.