Напалков Виктор Михайлович - заведующий ПЦК отделения «Актерское искусство». Заслуженный работник Республики Коми, лауреат премии Правительства Республики Коми, режиссер-постановщик, преподаватель.
Родился в 1963 году в с.Усть-Кулом Коми АССР. После окончания школы поступил в Пермский институт культуры на театральный факультет. Успешно его закончив, вернулся в свою республику, в народный театр с.Объячево Прилузского района. Коми группа народного театра, режиссером которого был В.М.Напалков, пропагандировала национальное театральное искусство и классиков коми драматургии. Был избран депутатом районного Совета, членом общественного движения «Коми войтыр». Как активный член национального движения, которые стояли за сохранение родного языка и самобытной коми культуры, был делегатом 1, 2 и 3 съездов коми народа. По его инициативе в Прилузье в 1998 году родился праздник народного творчества «Луза дорса гаж», который стал традиционным и проводится в районе ежегодно.
В 1993 году В.М.Напалков был приглашен на работу в столицу Республики Коми г.Сыктывкар. Два года был исполнительным директором творческого объединения «Шондiбан» при Центре народного творчества. С октября 1995 года стал работать режиссером-постановщиком и артистом Академического театра драмы им. В.Савина. Закончил РАТИ (ГИТИС) по специальности «Режиссер-постановщик, режиссер-педагог» (мастерская Народного артиста России, профессора Б.Г Голубовского). Первый спектакль в этом театре им в качестве режиссера (режиссер-постановщик В.Н.Свиридкин) был по пьесе основателя коми театра В.Савина «Кулöмдiнса бунт», который был удостоен государственной премии в области искусства. Режиссерские работы В.М.Напалкова в «савинском» театре: «Олам-вылам», «Шутки в глухомани» «Марпалöн нимлун», «Царевы очи», «Кот в сапогах», «Таинственный портрет», «Великий лягушонок» и «Лисенок-плут». Был занят во многих спектаклях в качестве артиста.
В 1998 году при театре была набрана национальная курс-студия. Заведующим отделение «Актерское искусство» училища искусств был назначен В.М.Напалков. Студенты, закончившие этот курс, сегодня уже стали ведущими артистами театра. Почти все закончили заочно Ярославский театральный институт.
С сентября 1999 года В.М.Напалков работает в школе-интернате «Гимназия искусств при Главе Республики Коми». В апреле 2003 года был назначен директором этого учебного заведения. С сентября 2010 года возглавляет театральное отделение гимназии.
В 2011 году в колледже искусств было вновь открыто отделение «Актерское искусство. С первых его дней и по сегодняшний возрожденное отделение возглавляет В.М.Напалков. Педагогический коллектив ПЦК «Актерское искусство», председателем которого по сегодняшний день работает В.М.Напалков, воспитывает своих студентов по принципу одного из классиков российской педагогики «Учитель! Повторись в ученике!»
Софронов Евгений Николаевич – выпускник Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина (1992). Сразу после окончания института Е. Софронов приступил к работе в Академическом театре драмы им. В. Савина. С первых шагов на профессиональной сцене заявил о себе как о серьезном, вдумчивом актере, выстраивающем тонкую психологическую разработку создаваемых образов. Среди первых его работ были роли Николая (В. Федоров. «Предчувствие»), Блэза (К. Манье. «Что скажет тетя»), Терамена (Ж. Расин. «Федра»), Милорада (Б. Нушич. «Доктор философии»), Джим Джека (В. Гавел. «Нищенская опера»), которые показали, что актер органично влился в творческий коллектив театра.
Работу актера в спектаклях по мировой драматургической классике отличают умение свободно держаться на сцене и живая непринужденность игры, отчего переживания персонажей, созданных сотни лет назад, становятся близкими современному зрителю: Лукин (М. Горький. «Варвары»), Эрнандо (Лопе де Вега. «Чудеса любви»), Незнамов (А. Островский. «Без вины виноватые»), Паркер (О. Уайльд. «Веер леди Уиндермир»).
Евгений Софронов – актер широкого творческого диапазона, ему присуще обостренное чувство современности. Немало ярких образов создано актером в спектаклях по пьесам современных драматургов: Бородин (В. Ежов. «Соловьиная ночь»), Александр Золотников (В. Соллогуб. «Беда от нежного сердца»), Константин (Б. Рацер, В. Константинов. «Век живи, век люби»), Хома Брут (Н. Садур. «Панночка»), Шавердов (А. Толстой. «Любовный роман»), Пес Крепыш (М. Ладо. «Очень простая история»).
Софронов Е.Н. был занят в спектаклях по пьесам национальных драматургов и переводной литературы: Историк (В. Кушманов. Питирим), Полик (В. Савин. «Кулöмдінса бунт» (Усть-Куломский бунт)), Ифма (В. Кушнир. «Авенир»), Коля (С. Лобозеров. «Олам-вылам, шог ог тöдöй» (По соседству мы живем)), Вакула (В. Кушнир. «Великолепная Солоха»).
Актер создал ряд сказочных образов: Жак (С. Прокофьев, Г. Сапгир. «Кот в сапогах»), Данила (М. Панфилова. «Таинственный портрет»), Старая (Б. Метальников. «Анчутка»), Волк (Е. Шварц. «Красная Шапочка»), которые отличаются особенной теплотой и искренностью.
В 2003 году заявил о себе как режиссер, поставив на сцене театра спектакль для детей «Чиполлино» (Дж. Родари), затем были «Опасные каникулы в Макси-Тауне» (В. Соболев, 2007), «Анчутка» (Б. Метальников, 2008), «Птичка» (Л. Терентьева, 2010). Несколько спектаклей поставлены им по собственным инсценировкам: «Время героев», «Хроники Савина». С 2012 года учится на режиссерском факультете театрального института им.Б.Щукина (худрук – Ю.И.Еремин).
Последние работы – новогодняя сказка «Морозко» и спектакль по пьесе Мартина Макдонаха «Королева красоты».
Е. Софронов – автор ряда пьес для детей: «Снегурочка на острове пиратов», «Волшебные часы», «Подарок Деду Морозу или Тайна пиратского сундука», которые были поставлены на сцене театра и горячо приняты как самым маленьким зрителем, так и взрослым.
С 2003 по 2006 года работал на Коми Республиканском телевизионном канале режиссером дирекции тематических программ.
Е.Н.Софронов является не только театральным режиссером. Им поставлено большое количество городских, республиканских мероприятий: конкурсов, фестивалей, концертов.
Он – активный участник поискового движения. С 2006 года состоит в отряде «Северная Звезда», ежегодно выезжая на поисковые «Вахты Памяти».
За заслуги в области театрального искусства награжден Почетной грамотой Министерства культуры и национальной политики Республики Коми (1995), Благодарственным письмом Министерства образования (2008), Почетной грамотой Республики Коми (2010). За патриотическую деятельность награжден Почетной Грамотой Министерства Культуры РФ.
Софронова Анна Петровна работает в Академическом театре драмы им. В. Савина с 1989 года после окончания Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина при Государственном академическом театре им. Вахтангова. Первые роли сразу же принесли большой успех: Олеся (В. Райский. «Чары» (по произведениям А. Куприна)), Рода (В. Дельмар. «Дальше – тишина»), Лаура (Т. Уильямс. «Мир, в котором я живу») и др.
За многие годы работы в театре Анна Софронова проявила себя широко и полно. Огромный актерский темперамент, умение подняться над конкретным характером и найти в нем обобщающие черты, подобрать специфические и неповторимые краски, оттенки, тональности, особое умение распознавать индивидуальность в сочетании с хорошей сценической техникой, вокальными и пластическими данными позволяют актрисе А. Софроновой быть в своих сценических образах царственной и трогательно простой, земной и недосягаемой. Она плотно занята почти во всем коми- и русскоязычном репертуаре, как «взрослом», так и «детском».
Присущие А. Софроновой природная актерская заразительность, темперамент, энергетика делают ее актрисой чрезвычайно широкого жанрового и возрастного диапазона. Ею сыграны разноплановые роли в спектаклях русской драматургии: Анюта (А. Толстой. «Любовный роман», 2004), Ирина Блинова (А. Слаповский. «Блин-2», 2006), Людмила (В. Катаев. «Квадратура круга», 2008), Александра (В. Гуркин. «Саня, Ваня, с ними Римас», 2010), Хвеська (Н. Садур. «Панночка», 2010), Дашенька (А. Чехов. «Юбилей и прочее, прочее, прочее…», 2010). В национальном репертуаре Софронова А.П. – одна из самых востребованных актрис: Клавдия (В. Леканова. «Сиктса шызьöм» (Деревенский переполох), 2005), Люба (Н. Дьяконов. «Свадьба с приданым», 2005), Анна (Н. Обрезкова. «Асъя гöсьтя» (Утренняя гостья), 2007), Тусюк (А. Попов. «Баллада о сгоревшем артисте», 2009). В творческом багаже актрисы ряд мастерски сыгранных сказочных персонажей: Баба Яга (В. Ильюхов. «Проделки Бабы Яги», 2003), Кошка Ромолетта (Дж. Родари. «Чиполлино», 2003), Первая Жучиха (П. Исайкин. «Приключения Дюймовочки», 2005), Долли Маус (В. Соболев. «Опасные каникулы в Макси-Тауне», 2007), Хихикалка (Б. Метальников. «Анчутка», 2008), Лиса (Е. Шварц. «Красная Шапочка», 2008) и др.
Примечательной чертой актрисы является трудолюбие, исполнительность, стремление к самосовершенствованию, работа над повышением мастерства. Анна Софронова – актриса, преданная своей профессии, – с энтузиазмом берется за любую роль, ее всегда одолевает жажда творчества, стремление к новому. С большим обаянием, лирикой, чувством юмора и стиля сыграла роль Людмилы в спектакле по пьесе В. Катаева «Квадратура круга» (2008). Людмила в исполнении А. Софроновой капризна, но заботлива, хлопотлива и добра.
В 2009 году стала победителем в IV Республиканском театральном конкурсе в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение роли Анны в спектакле по пьесе Н.А. Обрезковой «Асъя гöсьтя» (Утренняя гостья). Анне Софроновой удалось раскрыться с совершенно новой для себя стороны. Ей оказались подвластны глубоко лирические моменты, тончайшие оттенки скрытых личных переживаний главной героини – Анны. А.П. Софронова сумела за счет крайне скупых средств (пауз и «внутренних монологов») выразить глубочайшую внутреннюю жизнь и трагедию персонажа. «Публичное одиночество» персонажа, помноженное на мастерство актрисы, дает в результате совершенно необычный спектакль.
Роль Сани в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе В. Гуркина (2010) сыграна Анной Софроновой очень трогательно. Она здесь – душа спектакля, она словно заряжает всех своим темпераментом. Актриса минимальными средствами сумела передать душевное состояние своей героини в различные жизненные периоды. Саня одними глазами может показать и по-настоящему материнское страдание женщины, которая не может иметь детей, и озорное баловство вечно молодой девчонки.
Игра актрисы в спектакле «Кровавая свадьба» Г. Лорки (Вирпаса кöлысь, 2012) заставляет слушать текст, произносимый на коми языке, затаив дыхание. Она произносит текст Матери и с торжественностью, и земной болью. Актриса порой не щадит себя, не боится показаться некрасивой на сцене. Ее героиня (Мать) обладает гипнотической силой захватывать, завораживать и приковывать к себе внимание.
Один из последних созданных образов – роль Морин Фолан в спектакле «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха.
С 1989 года Софроновой сыграно более 80 ролей.
Актриса делится своим опытом, занимаясь преподавательской деятельностью. Уже 9 лет преподает в колледже культуры им. Чисталева, а с 2013 года – в республиканском колледже искусств.
Более 15 лет сотрудничает с республиканскими телеканалами – «Коми Гор» и «Юрган», участвуя в создании детских и тематических передач.
Пользуется большим уважением коллег, в отношениях с партнерами всегда корректна, тактична, дружелюбна. Награждена Благодарностью Министерства культуры и национальной политики Республики Коми (2009), Почетная грамота Министерства культуры Республики Коми (1995, 2008), Почетной грамотой Республики Коми (2003). В 2013 году Анне Софроновой присвоено почетное звание Заслуженный работник Республики Коми.
Гнедых Наталья Михайловна - преподаватель по дисциплине «Сольное пение» (народный вокал).
Заслуженный работник Республики Коми, лауреат премии Правительства Республики Коми, хормейстер, преподаватель.
Родилась в г.Сыктывкар Коми АССР. После окончания школы поступила в музыкальное училище (колледж искусств) на дирижерско-хоровое отделение. В 1080 году поступила в Пермский институт культуры на отделение народного хора. Успешно его закончив, осталась в Перми преподавателем училища культуры. Н.М.Гнедых была первым хормейстером ансамбля народной музыки и танца «Ярмарка. Этот уникальный песенно-танцевальный коллектив объездил почти весь мир – гастролировали во Франции, по городам Греции, в Америке…
В 1992 году Н.М.Гнедых вернулась в столицу Республики Коми г.Сыктывкар и стала преподавать народный вокал в училище культуры. Была в числе организаторов и создателей студенческого песенно-танцевального коллектива «Пелысь мольяс». Через этот учебно-концертный ансамбль прошли все студенты хоровой и хореографической специализаций училища. Коллектив побывал на фестивалях в Германии (1994 г.), Финляндии (1995 г.) и Эстонии (1998 г.). Уникальный песенно-танцевальный коллектив «Пелысь мольяс» стал лауреатом международных и всероссийских фестивалей и конкурсов в г.г. Чебоксары, Ростове-на-Дону, Йошкар-Оле, Волгограде, Нарьян-Маре и Кирове.
В 2011 году благодаря неусыпной энергии и поддержке министерства культуры Республики Коми родился еще один профессиональный коллектив – ансамбль народной песни «Северная околица». Первым его директором и художественным руководителем стала Н.М.Гнедых. Почти все участники молодого коллектива в разные годы закончили специализацию «Народное хоровое творчество» колледжа культуры, председателем ПЦК «Музыкальные дисциплины» и преподавателем которого была Н.М.Гнедых.
С сентября 2013 года Н.М.Гнедых работает преподавателем-совместителем в ГБУ СПО «Колледж искусств Республики Коми», преподает сольное пение (народный вокал) на отделении «Актерское искусство». Имея богатый педагогический и исполнительский опыт, Н.М.Гнедых щедро делится премудростями сценического вокала со студентами. Используя разные методы и формы работы она имеет индивидуальный подход к каждому студенту, подбирает учебно-исполнительский репертуар с учетом их вокально-певческих возможностей и музыкальной подготовки.
Сыгранные роли: Кот Матвей – «Приключения Маши и Вити» В. Лугового, П. Финна; Павел – «Соло для часов с боем» Заградника; Ангел Николка – «Виликолепная Солоха» В. Кушнира; Вася – «Старший сын» А. Вампилова; Борис – «Гроза» А. Островского; Иван – «Бесприданница» А. Островского; Слуга – «Дядя Ваня» А. Чехова; Музыкант – «Любовный роман» (по повести «Кукушкины слезы») А. Толстого; Раб – «Игра теней» Ю. Эдлиса; Алексей – «Очень простая история» М. Ладо; Чёрный кот, хозяин, мальчик – «Брысь!..» В. Зимина; Король Бабочек – «Приключения Дюймовочки» П. Исайкина; Осел – «Великий лягушонок» Л. Устинова; Альбин – «Все мыши любят сыр» Д. Урбана; Лорд Дарлингтон – «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда; Миловзоров Петя – «Без вины виноватые» А. Островского; Люченцио – «Укрощение строптивой» У. Шекспира; Мирон – «Мывкыд Парма» (Мудрая Парма) А. Попова; Блин – «Блин-2» А. Слаповского; Максим – «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова; Пашка – «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова; Спирид – «Панночка» Н. Садур; Шипучин – «Юбилей и прочее, прочее, прочее…» А. Чехова; Вася – «Квадратура круга» В. Катаева; Вениамин – «Сиктса шызьöм» (Деревенский переполох) В. Лекановой; Иван – «Асъя гöсьтя» (Утренняя гостья) Н. Обрезковой; Мафоня-кот – «Проделки Бабы Яги» В. Илюхова; Адвокат Горошек – «Чиполлино» Дж. Родари; Котофей Иванович – «Два клена» Е. Шварца; Джон Догсон – «Опасные каникулы» В. Соболева; Исполнитель – «Мы этой памяти верны»; Дед Мороз – «Волшебные часы» Е. Софронова; Освальд – «Привидения» Г. Ибсена; Дед Мороз – «Снегурочка на острове пиратов» Е. Софронова; Максим – «Верую...» по рассказам В. Шукшина; Лаэрт – «Гамлет» У. Шекспира; Маг-Чародей – «Подарок Деду Морозу, или Тайна пиратского сундука» Е. Софронова; Петр – «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина; Исполнитель – «Время героев» (авт. сценария Е. Софронов); Страфорель – «Романтики» Э. Ростана; Роберт – «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски» М. Камолетти; Мочалкин – «Слон» А. Копкова; Второй конвоир – «Хроники Савина» Е. Софронова; Амос Панфилыч Барабошев – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского; Комиссар – «Скупой, или Школа лжи» Ж.-Б. Мольера; Дед Мороз – «Дед Мороз и три богатыря» Д. Голубецкого.
Является Лауреатом премии II Республиканского театрального конкурса в номинации «Лучший спектакль по молодежной тематике» (2005) за вклад в создание спектакля «Блин-2» по пьесе А. Слаповского. Награжден Почетной грамотой Республики Коми (2012).
Микова Галина Аркадьевна заслуженная артистка Российской Федерации (2001), народная артистка Республики Коми (1993),
заслуженная артистка Коми АССР (1980).
Родилась в п. Железнодорожный Коми АССР. В 1971 году окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского по специальности «Актриса драмы и кино». В труппе театра с 1971 года.
Сыгранные роли: Изабелла Тренч – «Недоступная» С. Моэма; Цинтия – «Все в саду» Э. Олби; Клеопатра – «Игра теней» Ю. Эдлис; Надежда Монахова – «Варвары» М. Горького; Елена Андреевна – «Дядя Ваня» А. Чехова; Аркадина – «Чайка» А. Чехова; Сарра – «Авенир» В. Кушнира; Мария Стюарт – «Ваша сестра и пленница» Л. Разумовской; Элиза – «Скупой» Ж.-Б. Мольера; Маричка – «Несравненная Солоха» В. Кушнира; Аделаида – «Аделаида» Е. Унгарда; Мария – «Счастье мое» А. Дударева; Мария Петровна Огнева – «Любовный роман» А. Толстого; Мать – «Не такой, как все» А. Слаповского; Хороших – «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова; Чожинь – «Гöтыртöгыд абу олöм» (Без жены не жизнь) Г. Юшкова; Фру Элене Алвинг – «Привидения» Г. Ибсена, Анна – «Птичка» Л. Терентьевой; Гертруда – «Гамлет» У. Шекспира; Линда Ломен – «Когда мы свободны» («Смерть коммивояжера») А. Миллера; Эйлер, председатель парткомиссии – «Хроники Савина» Е. Софронова; Мавра Тарасовна Барабошева – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского; Мавра Тарасовна Барабошева – «Збыльыд бур – шудыд бурджык» А. Островского.
Является Лауреатом Государственной Премии Коми АССР (1990), Лауреатом премии им. Заслуженного артиста РСФСР С. Ермолина (2009). Является Лауреатом премии Правительства Республики коми имени В.А. Савина в области драматургии и сценического искусства за постановку спектакля «Гамлет» по пьесе У. Шекспира (2014).
Сыгранные роли: Виолетта – «Все мыши любят сыр» Д. Урбана; Люба – «Олам-вылам» К. Сердитова; Шома, Капризуля – «Брысь!.. или Истории кота Филофея» В. Зимина; Сельчанка – «Усть-Куломса бунт» (Усть-Куломский бунт) В. Савина; Наложница – «Игра теней» Ю. Эдлиса; Макарская – «Старший сын» А. Вампилова; Баба Яга – «Проделки Бабы Яги» В. Илюхова; Баба Яга – «Новогодние приключения Вити и Маши» В. Лугового, П. Финна; Хуторянка – «Великолепная Солоха» В. Кушнира; Нимтöм морт – «Чудь мыльк» (Чудское возвышение) А. Попова; Дуняша – «Гöтрасьöм» (Женитьба) Н. Гоголя (перевод И. Торопова); Цыганка – «Бесприданница» А. Островского; Коринкина – «Без вины виноватые» А. Островского; Даша – «Очень простая история» М. Ладо; Агата Карлайл – «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда; Нина – «Век живи, век люби» Б. Рацера, В. Константинова; Калиса – «Мывкыд Парма» (Мудрая Парма) А. Попова; Öпрöсь – «Вабергач» (Омут) В. Савина; Продавщица – «Верую…» В. Шукшина; Невеста – «Вирпаса кöлысь» (Кровавая свадьба) Г. Лорки; Мама – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» С. Прокофьевой; Исполнитель – «Время героев» (автор сценария – Е. Софронов); Сюзанна – «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски» М. Камолетти; Свеклина – «Слон» А. Копкова; Фекла Ивановна – «Женитьба» Н. Гоголя; Сельский учитель – «Хроники Савина» Е. Софронова; Баба Яга – «Дед Мороз и три богатыря» Д. Голубецкого; Палагея Григорьевна Зыбкина – «Збыльыд бур – шудыд бурджык» А. Островского.